Главная arrow Каноны медицины arrow Общее рассуждение о пульсе
Разделы сайта physiotherapy.ru: новости | пациенту | специалисту | форум | оборудование
Главная
Организация работы
Электролечение
Фототерапия
Ультразвук
Теплолечение
Магнитотерапия
Водолечение
Для детей
Физиопрофилактика
Частные методы
ТБ
Аттестация
Каноны медицины
Поиск
Контакты
Общее рассуждение о пульсе

Общее рассуждение о пульсе

Пульс - это движение сосудов, слагающееся из сжатия и расширения, {для того}, чтобы охладить пневму легким дуновением воздуха.

Рассматривать {можно} пульс либо вообще, либо в частности по отношению к каждой болезни. Здесь мы поговорим об общих правилах науки о пульсе, а частные отложим до рассуждения о частных болезнях.

Мы говорим: каждая пульсация слагается из двух движений и двух {моментов} покоя, ибо пульс всегда состоит из сжатия и расширения, а между каждыми двумя противоположными движениями обязательно должен иметь место момент покоя, ибо одно движение не может быть {непосредственно} связано с другим, после того, как фактически наступил конец и предел его расстояния. Это относится к тем {явлениям}, которые объясняются в физике. А раз так, то у каждой пульсации, пока за ней не последует другая, необходимо должно быть четыре части: два движения и два {периода} покоя - движение расширения, период покоя между расширением и сжатием; движение сжатия и период покоя между сжатием и расширением. Движение сжатия, по мнению многих врачей, совершенно не ощущается; другие, {однако}, считают сжатие ощутимым при сильном пульсе из‑за его силы, при большом пульсе - из‑за его высоты, при твердом пульсе - из‑за сильного сопротивления {при щупаньи}, а при медленном - вследствие длительности периода его движения. Говорил Галан: «Некоторое время я постоянно упускал {период} сжатия, потом стал повторять прощупывание, пока не почувствовал его признаки, а затем, недолго спустя, {воспринял его} вполне. После этого передо мной открылись врата {познания} пульса, и {всякий}, кто будет так же усердно его {прощупывать}, как я, постигнет то, что я постиг». Однако, если дело и обстоит так, как говорят, то в большинстве случаев сжатие пульса не ощутимо.

Причиной того, что для ощупывания сосуда было выбрано предплечье, служат три обстоятельства: до него легко добраться, его мало стесняются показывать, оно находится напротив сердца, поблизости от него. Прощупывать {пульс} следует, когда рука повернута боком, так как рука, лежащая ладонью вниз, более широка и приподнята и менее длинна, особенно у худощавых, а {рука}, лежащая ладонью вверх, более приподнята и более длинна, но менее широка. Прощупывать {пульс} должно в такое время, когда человек свободен от гнева и радости, не делает физических усилий, не испытывает каких‑либо воздействий, отягчающей сытости или голода, не прекращает обычного {образа жизни} и не {усваивает} новых привычек. {Предварительно} следует испытать пульс уравновешенного {по натуре} человека, с превосходным {здоровьем}, чтобы сравнить с ним пульс другого.

Далее мы скажем: разновидностей, по которым врачи узнают состояние пульса, существует, в соответствии с тем, как это описывают врачующие, десять, хотя следовало бы считать, что их девять.

Первая разновидность устанавливается по величине расширения, вторая разновидность - по качеству удара бьющейся {артерии} в пальцы, третья разновидность - по {длительности} времени движения, четвертая разновидность - по состоянию {стенки} артерии, пятая разновидность - по степени пустоты и наполнения {пульса}, шестая разновидность - по теплоте и холодности прощупываемого места, седьмая разновидность - по {времени} покоя, восьмая разновидность - по ровности и неровности пульса, девятая разновидность - по [наличию какого‑либо] порядка в неровности и отсутствию {всякого} порядка. Десятая разновидность - по «размеру» {пульса}.

Что касается разновидности величины пульса, то она свидетельствует {о состоянии пульса} по его трем измерениям, то есть длине, ширине и глубине. В этом отношении у пульса бывает девять простых качеств, а также сложные, {сочетающиеся} из них.

Девять простых {разновидностей пульса} - это долгий, короткий и уравновешенный; широкий, узкий и уравновешенный;низкий, высокий и уравновешенный. Долгий пульс - такой, части которого ощущаются по длительности большими, чем то, что ощущаешь обычно, {либо} вообще, то есть при истинно уравновешенной натуре, либо обычной для данного человека, то есть при уравновешенной натуре, свойственной ему лично. Различие между этими двумя {натурами} ты уже узнал раньше. Короткий пульс противоположен {долгому}, а уравновешенный стоит между ними. По аналогии с этим суди и об остальных шести разновидностях.

Что касается {разновидностей} сложных, {сочетающихся} из этих простых, то у некоторых из них есть названия, а у некоторых названия нет. Пульс, превосходящий {обычный} по длине, ширине и глубине, называется большим, {пульс}, уступающий {обычному} в этих трех отношениях - малый; уравновешенный {стоит} между ними. Пульс, превосходящий {обычный своей} шириной и подъемом {артерии}, называется толстым; уступающий в этих двух отношен - тонким; уравновешенный {стоит} между ними.

Что же касается разновидности, черпаемой из качества удара в пальцы при движении {артерии}, то видов {удара} бывает три: сильный, то есть такой, который противится прощупыванию при расширении, слабый - противоположный сильному, и уравновешенный, {стоящий} между ними.

Разновидность, взятая по {длительности} времени каждого движения {пульса}, имеет три вида: скорый, то есть такой, который заканчивает движение в короткое время, медленный - ему противоположный и уравновешенный, стоящий между ними. Разновидность, взятая по качеству артерии, {тоже} имеет три вида: мягкий, то есть такой, который способен легко уходить внутрь при надавливании, твердый - противоположный ему, и уравновешенный. Разновидность {пульса}, взятая по качеству того, что содержит в себе {артерия}, имеет три вида: полный, то есть такой, когда в полости {артерии} нащупывается значительное количество наполняющей ее жидкости, а не чистая пустота; пустой, противоположный этому, и затем уравновешенный. Разновидность, взятая по ощущению на ощупь, имеет три вида: горячий, холодный и уравновешенный, {стоящий} между ними.

Разновидность, взятая по {длительности} периода покоя, имеет три вида: частый, то есть {пульс} с короткими ощущаемыми {перерывами} между двумя ударами, - его называют также «настигающим» и «уплотненным», - редкий, противоположный ему, - его также называют «отстающим» и «вялым» и, между ними, уравновешенный. Этот период {определяется} в зависимости от того, как ощущается сжатие {артерии}, если сжатие не ощущается вовсе, то периодом {покоя считается} промежуток времени между каждыми двумя расширениями; если же сжатие, уловимо, то {период покоя определяется} по времени конца обоих {состояний}.

Что касается разновидности, взятой по ровности и неровности {биения пульса}, то пульс бывает либо ровный, либо неровный, причем имеется в виду сходность ударов, частей ударов или одной какой‑либо части удара в отношении пяти качеств: большой {или} малой величины, силы {или} слабости, скорости {или} медленности, частоты {или} редкости, твердости или мягкости. Ведь даже у одного и того же {человека} части расширения пульса бывают иногда быстрей из‑за большой разгоряченности {натуры} или слабей из‑за слабости. Если угодно, можно расширить {это} рассуждение и иметь в виду, в отношении ровности и неровности {биения} пульса, не {только} три упомянутые разновидности, но и все другие разновидности, однако главное внимание обращается на эти {три разновидности}.

Пульс ровный вообще - это пульс ровный во всех {упомянутых} отношениях; если же он ровен в одном из них, то называется ровным только лишь в этом отношении, так что можно сказать: «ровный в силе», «ровный в скорости». То же самое неровный пульс: он бывает неровный вообще или в том, в отношении чего он является неровным.

Что касается категории, взятой по {наличию} порядка или беспорядка {биения пульса}, то в этой категории две разновидности: {пульс} неровный упорядоченный и неровный неупорядоченный. Упорядоченный - это такой {пульс}, неровность которого сохраняет известный порядок и {повторяется} циклически. {Неровный упорядоченный пульс} бывает двояким: это либо {неровный пульс}, упорядоченный вообще, когда {постоянно} повторяется лишь одна какая‑либо неровность, либо упорядоченный циклический, когда бывает два цикла неровностей или больше. Так, например, при этом может быть один цикл и другой, отличный от него, но только они {всегда} возвращаются вместе, друг за другом, как один цикл, а неупорядоченный {неровный пульс} - нечто противоположное этому. Если тщательно исследовать, то окажется, что эта девятая разновидность {в действительности есть} как бы вид восьмой разновидности и подходит под {категорию} неровного {пульса}.

Тебе должно знать, что у пульса существует некое музыкальное естество. Как искусство музыки совершенно благодаря сочетанию звуков в известном соотношении по остроте и тяжести[48] и кругам такта величины промежутков времени, разделяющих удары {по струнам}, таково и качество {ударов} пульса. Отношение быстроты и частоты их темпа есть отношение ритмическое, а отношение их качеств по силе и слабости и по достоинству есть отношение как бы сочетательное. Так же, как темпы такта и достоинство звуков бывают согласные, а бывают и несогласные, так и неровности {пульса} бывают упорядоченные, а бывают и неупорядоченные. И еще {скажу}, что отношения качеств {ударов} пульса по силе и слабости и по достоинству могут быть согласными, а могут быть и несогласными и. даже несходными, и {тогда} это выходит из категории определения {какого бы то ни было} порядка {неровностей пульса}.

Гален считает, что ощутимым достоинством соотношения ритма пульса является достоинство, выраженное одним из следующих соотношений, {встречающихся} в музыке, о которых упоминалось выше. Это может быть отношение «целого к целому с пятью», то есть отношение утроенной величины {к ординарной величине}, ибо такое отношение есть отношение удвоенной величины {к ординарной величине} с добавлением половины удвоенной величины. Это и есть то, что называется «отношением с пятью». Либо это {может быть} «отношение с целым», то есть удвоение, либо «отношение с пятью», то есть увеличение наполовину, либо «увеличение с четырьмя», то есть увеличение на одну треть; либо увеличение на одну четверть. Дальше {изменение} уже не ощущается.

Я считаю очень важным установить эти отношения на ощупь. Это легче всего для человека, который по ремеслу привык {иметь дело} со степенями такта и соотношениями звуков и обладает способностью изучить музыку {теоретически} и сопоставить сделанное {на практике} с известным {из теории}. Такой человек, когда обратит наблюдение на пульс, быть может, почувствует эти отношения на ощупь.

Скажу {еще}: выделение особо категории упорядоченного и неупорядоченного {пульса}, которая является одной из десяти {категорий}, хотя и полезно, но неправильно при делении, ибо эта категория подходит в {разряд} неровного {пульса} и как бы является одним из его видов.

Что касается категории, взятой по ритму, то эта {разновидность определяется} сравнением величин отношений четырех промежутков времени, присущих двум «движениям» и двум «остановкам». Если ощущение не в силах установить все эти {величины}, то эта разновидность определяется сравнением величин отношения времени расширения {артерий} ко времени, {протекающему} между двумя расширениями, и вообще {отношения} периода движения ко времени покоя. Те люди, которые вводят в эту область сравнение времени движения со временем {другого} движения и времени периода покоя с временем {другого} периода покоя, вводят одну область в другую. Впрочем, такое введение тоже допустимо и не невозможно, но только это нехорошо.

Ритм {пульса} - это {качество}, к которому приложимы {упомянутые} музыкальные отношения. Мы говорим: пульс бывает либо хорошего ритма, либо дурного ритма. Разновидностей {пульса} дурного ритма - три. Одна из них - это пульс изменяющегося ритма и переходящего ритма, то есть пульс, ритм которого является ритмом, присущим возрасту, смежному с возрастом обладателя {исследуемого} пульса; так, у детей бывает ритм пульса юношей.

Вторая разновидность - это пульс отдаленного {по возрасту} ритма, как например, когда у детей ритм пульса стариков, и третья - пульс, выходящий из ритма, то есть пульс, непохожий по своему ритму на пульс какого бы то ни было возраста. Выход пульса из ритма часто указывает на значительное расстройство состояния {здоровья}.

 
« Пред.   След. »
Яндекс.Метрика