Главная arrow Каноны медицины arrow Общее рассуждение о причинах
Разделы сайта physiotherapy.ru: новости | пациенту | специалисту | форум | оборудование
Главная
Организация работы
Электролечение
Фототерапия
Ультразвук
Теплолечение
Магнитотерапия
Водолечение
Для детей
Физиопрофилактика
Частные методы
ТБ
Аттестация
Каноны медицины
Поиск
Контакты
Общее рассуждение о причинах

Общее рассуждение о причинах

Причин {различных} состояний тела, о которых мы уже говорили раньше, то есть здоровья, болезни и среднего состояния между ними, {бывает} три: {причина} предшествующая, {причина} внешняя и {причина} связующая. Предшествующая и связующая причины имеют то общее, что они являются вещами телесными, то есть {связаны} с соком, или с натурой, или со сложением, а внешняя причина относится к вещам, стоящим вне вещества тела, {и приходит} либо от внешних тел, как например, то, что случается от удара, от жаркого воздуха, от еды, горячей или холодной, поступающей в тело, либо со стороны души, так как душа есть нечто иное, отличное от тела. Таково,например,то,что случается от гнева и страха и от того, что подобно им. Предшествующие и внешние причины сходятся в том отношении, что между ними и {вышеупомянутыми} состояниями {тела} иногда существует некое посредствующее звено, а причины внешние и причины связующие сходятся в том, что между ними и вышеупомянутыми состояниями {тела} иногда не бывает посредствующего звена. Однако предшествующие причины расходятся со связующими в том, что за предшествующими причинами не следует {тотчас же то или иное} состояние, и между ними стоят другие причины, примыкающие к {тому или иному} состоянию {тела} ближе, нежели предшествующие. Предшествующие причины расходятся с внешними в том, что {первые} являются телесными. И еще: между предшествующими причинами и состоянием {тела} непременно имеется посредствующее звено, а при внешних причинах это не обязательно. Между связующими причинами и состоянием {тела} совершенно не бывает посредствующего звена, а при внешних причинах это не обязательно, и оба обстоятельства {одинаково} возможны.

Предшествующие причины являются причинами телесными, то есть относящимися к сокам, к натурам или к сложению, которые обусловливают {то или иное} состояние не в качестве первопричины, то есть обусловливают его при помощи посредствующего звена, а связующие причины суть телесные причины, которые обусловливают {различные} состояния тела как первопричина, то есть {обусловливают их} без посредствующего звена. Внешние причины суть причины не телесные, которые обусловливают {различные} состояния тела и как первопричина и не как первопричина. Пример предшествующих причин: переполнение {соками}, вызывающее лихорадку, переполнение сосудов глаза, вызывающее катаракту; примеры связующих причин: гнилостность, вызывающая лихорадку, влага, текущая к {отверстиям} виноградной оболочки, {как причина} закупорки {сосудов} и закупорка {как причина} слепоты.

Пример внешних причин: солнечный зной, усиленное {физическое} движение, заботы, бессонница, употребление пищи, обладающей горячим свойством, как {например}, чеснока, - все это вызывает лихорадку, а также удар {по глазу}, вызывающий расширение {зрачка} и катаракту.

Всякая причина является либо причиной по существу, как перец, который горячит, или опиум, который холодит, - либо побочно, как холодная вода, которая согревает путем стягивания {пор} и запирания теплоты, или горячая вода, которая охлаждает путем растворения {соков}, или скаммоний, который охлаждает, изгоняя горячительные соки.

Не всякая причина, достигающая тела, оказывает на него действие; иногда при этом нужны {еще} три вещи: сила, исходящая от активной силы, сила, исходящая от предрасполагающей силы тела, а также возможность встречи одной из этих сил с другой на время, достаточное чтобы проявилось данное действие причины.

Характер причин как обусловливающих {факторов} бывает неодинаков. Иногда причина является одной {и той же}, но вызывает в телах различных {людей} различные болезни или вызывает различные болезни в различное время; действие {одних и тех же причин} на сильного и на слабого, на очень чувствительного и на мало чувствительного {человека} не одинаково.

Некоторые причины {болезни} оставляют за собой {след}, другие не оставляют за собой следа. Причины, оставляющие {след}, - это такие причины, влияние которых сохраняется, когда они покинут {тело}, а причины, не оставляющие следа, - это такие причины, после исчезновения которых наступает выздоровление.

Мы говорим: причины, изменяющие состояние тела и сохраняющие его состояние неизменным, являются либо обязательными причинами, которым человек не может противиться в течение {всей} своей жизни, либо не обязательными. Обязательных причин существует шесть категорий: категория окружающего воздуха, категория пищи и питья, категория движений и покоя тела, категория движений души, категория сна и бодрствования, категория опорожнения и задержания. Начнем же прежде всего с категории воздуха.

 
« Пред.   След. »
Яндекс.Метрика