Главная arrow Каноны медицины arrow О животных силах
Разделы сайта physiotherapy.ru: новости | пациенту | специалисту | форум | оборудование
Главная
Организация работы
Электролечение
Фототерапия
Ультразвук
Теплолечение
Магнитотерапия
Водолечение
Для детей
Физиопрофилактика
Частные методы
ТБ
Аттестация
Каноны медицины
Поиск
Контакты
О животных силах

О животных силах

Что же касается животной силы, то под ней подразумевают силу, которая, возникнув в органах, располагает их к восприятию ощущений, движений и жизненных действий. Сюда прибавляют еще движения страха и гнева, ибо при этом возникают расширение и сжатие, которое происходит с пневмой, связанные с этой силой.

Изложим же это общее {определение} подробно и скажем {следующее}. Как из грубых соков зарождается вследствие {влияния} некоей натуры плотное вещество, а именно орган или часть органа, так из парообразных и летучих частей {соков}, в соответствии с некоей натурой, рождается летучая субстанция, а именно пневма. Как печень является, по мнению врачей, источником зарождения первого,[31] так сердце является источником зарождения второго.[32] Пневма, когда она возникает вследствие {наличия} натуры, которую ей надлежит иметь, способна к восприятию некоей силы;[33] это та сила, которая делает все органы способными воспринимать другие силы - душевные и прочие.

Душевные силы возникают в пневме и в органах только после возникновения этой же силы. Если орган лишился душевных сил, но еще не лишился {животной} силы, то он живой. Разве не видишь ты, что онемевший член или член парализованный сейчас же теряет силу ощущения и движения, восприятию которых мешает {болезненная} натура, или закупорка, образовавшаяся между мозгом и данным органом в идущих к органу нервах, но при этом член все же живет. А орган, который постигла смерть, теряет ощущение и движение и подвергается гниению и разложению. Следовательно, в парализованном органе имеется сила, которая сохраняет ему жизнь, так что, когда препятствие устраняется, к нему течет сила ощущения и движения и он способен ее воспринимать, ибо животная сила в нем здорова; препятствием же {являлось} лишь то, что мешало воспринимать эту силу фактически. А в мертвом органе дело обстоит не так.

Подателем этой способности является не одна только питающая сила, так что {нельзя сказать}, что пока эта сила сохраняется, орган жив, а когда перестает существовать, он мертв. То же самое рассуждение касается также и питающей силы: иногда ее действие в каком‑нибудь органе прекращается, но он остается живым, а иногда действие питающей силы сохраняется, а орган {идет} к умиранию.

Если бы питающая сила, поскольку она является питающей силой, делала {органы} способными к ощущению и движению, то растения несомненно были бы способны воспринимать ощущения и движения. Остается, следовательно, признать, что {началом}, придающим эту способность, является нечто другое; {это начало} подчиняется особой натуре и именуется животной силой. Это первая сила, которая возникает в пневме, когда пневма возникает из летучих {частей} соков.

Затем, по мнению премудрого Аристотеля, пневма направляется с этой силой к первоначалу и к первой душе, из которой распространяются прочие силы, но только действия этих сил не исходят из пневмы с самого начала, так же как и ощущения. По мнению врачей, тоже не исходят от душевной пневмы, находящейся в мозгу, пока пневма не проникнет к кожным покровам, к языку и к другим {органам}. Когда часть пневмы оказывается в полости мозга, то она принимает натуру, пригодную для того, чтобы от пневмы впервые начали исходить при ее посредстве действия пребывающей в нем[34] силы. То же самое происходит и в печени и в яичках.

Врачи считают, что пока пневма не примет в мозгу другую натуру, она не способна к восприятию души, являющейся началом ощущения и движения. То же самое {происходит} и в печени, хотя первичное смешение сообщило {печени возможность} восприятия первой животной силы. Точно так же для всякого органа существует, по мнению {врачей}, особая душа для каждого рода действий. Не {верно}, что душа - единое {начало}, из которого проистекают все действия, или что душа является совокупностью множества {душ}.

Дело в том, что если первичная натура и сообщила {способность} воспринимать первую животную силу {везде}, где возникла пневма и сила, являющаяся ее совершенным {проявлением}, то одной этой силы, по мнению врачей, недостаточно, чтобы пневма воспринимала при ее посредстве все прочие силы, пока в ней не возникнет особая натура.

{Врачи} говорят: эта сила, наряду с тем, что она приуготовляет к жизни, является также началом движения тонкой субстанции пневмы к органам и началом ее сжатия и расширения при вдыхании и очищении. Как говорят, эта сила по отношению к жизни как бы подвергается воздействию, а по отношению к действиям дыхания и биения пульса {сама} сообщает действие. Эта сила тем походит на естественные силы, что в исходящих от нее действиях отсутствует произвольность, и в том сходна с душевными силами, что ее действия многообразны, ибо она одновременно и сжимает и расширяет, то есть производит два противоположных действия. Но только древние {философы}, называя «душой» земную душу, разумеют совершенство естественного тела, являющегося орудием, и имеют в виду начало всякой силы, от которой, как таковой, исходят отличающиеся друг от друга движения и действия. По мнению древних, эта сила является силой душевной; естественная сила, о которой мы упоминали, также называется у них душевной силой.

Если же не придавать слову «душа» такого смысла, а разуметь под ним некую силу, являющуюся началом постижения и движения, исходящего {от нее} по некоему произволу, в результате некоего постижения, а под «естеством» разуметь всякую силу, от которой исходит действие в теле отличным от {вышеописанного} образом, то сила, {о которой мы говорили}, будет не душевной силой, а естественной силой, стоящей на более высокой ступени, чем сила, которую врачи называют «естественной». Если же называть «естественной силой» {силу}, которая распоряжается делом питания и превращения {питательных веществ} - все равно, ради сохранения особи или ради сохранения вида - то это не естественная сила, а сила третьего рода. Поскольку гнев, страх и сходные с ним {чувства} суть {результат} действия этой силы, хотя источником их является ощущение, мнение и силы постигающие, то их приписывают этим силам. Проверка изложения {сути} этих сил и {установление}, одна ли это сила или их больше одной, относится к науке о природе, являющейся частью философии.

 
« Пред.   След. »
Яндекс.Метрика