Главная arrow Каноны медицины arrow О натурах разных возрастов и полов
Разделы сайта physiotherapy.ru: новости | пациенту | специалисту | форум | оборудование
Главная
Организация работы
Электролечение
Фототерапия
Ультразвук
Теплолечение
Магнитотерапия
Водолечение
Для детей
Физиопрофилактика
Частные методы
ТБ
Аттестация
Каноны медицины
Поиск
Контакты
О натурах разных возрастов и полов

О натурах разных возрастов и полов

Возрастов в совокупности - четыре: возраст роста, который называется {также} «возрастом юности» и {оканчивается} около тридцати лет; возраст остановки {роста}, то есть возраст молодости, который {оканчивается} около тридцати пяти или сорока лет; возраст понижения при сохранении части сил, то есть возраст зрелых людей, который оканчивается около шестидесяти лет, и возраст упадка при появлении ослабления сил, то есть возраст старости, {который продолжается} до конца жизни. Но возраст юности делится на возраст младенчества, когда органы новорожденного еще не подготовлены для движений и для вставания, и на возраст детства, - а это {период} после вставания и раньше укрепления {органов}, когда зубы еще не полностью выпали и не выросли. Затем {следует} возраст подростков, то есть {период} после скрепления и появления {коренных} зубов, {но} раньше половой зрелости; далее - возраст отрочества и половой зрелости, {продолжающийся до тех пор}, пока лицо {юноши} не покроется пухом; далее - возраст юноши, {продолжающийся до тех пор}, пока не остановится рост.

Натура детей - я разумею {период} от младенчества до юности - по горячности подобна уравновешенной, а по влажности превосходит {уравновешенную}. Между древними врачами существует разногласие относительно горячности {натуры} ребенка и юноши. Некоторые считают, что горячность у ребенка сильнее и поэтому он больше растет и его естественные функции - аппетит и пищеварение - сильнее и продолжительнее, к тому же прирожденная теплота, которую дети получили от семени {отца}, более собрана[16] и более нова.

Другие же думают, что прирожденная теплота значительно больше у юношей, так как кровь их обильнее и крепче, поэтому у них чаще и больше идет кровь из носа. К тому же натура юношей больше клонится к желтой желчи, а натура детей больше клонится к слизи. {У юношей} движения сильнее, а движение {осуществляется} теплотой, и они лучше усваивают и переваривают пищу, что тоже осуществляется теплотой. Что же касается аппетита, то он {будто бы} существует не благодаря теплоте, но благодаря холодности, поэтому «собачий» аппетит возникает в большинстве случаев от холодности {натуры}. Доказательством, что юноши лучше усваивают пищу, служит то, что у них не бывает такой тошноты, рвоты и расстройства желудка, какие бывают у детей от несварения желудка. А что натура {юношей} более склонна к желтой желчи, доказывается тем, что все болезни у них горячие, как например, трехдневная лихорадка, и рвота у них желчная. Что же касается детей, то большинство их болезней-влажные и холодные, а лихорадки у них слизистые, и большая часть того, что они извергают при рвоте - это слизь. Что же касается роста у детей, то он происходит не от сильной горячности, но вследствие значительной влажности их {натуры}. Более частое {проявление} аппетита у детей тоже указывает на недостаток теплоты {в их натуре}.

Таково учение {врачей} обеих {упомянутых} групп и их доказательства. Что же касается Галена, то он возражает и тем и другим сразу. А именно, он считает, что теплота у детей и юношей в основе своей одинакова, но у детей теплота больше по количеству и меньше по качеству, то есть по остроте, а теплота у юношей меньше по количеству и больше по качеству, то есть по остроте.

Доказательство этого, как говорит Гален, таково: надо себе представить, что некая теплота, совершенно одинаковая по количеству или, {иначе говоря}, тонкое горячее тело, одинаковое по качеству и количеству, иногда распространяется во влажной, обильной субстанции, как {например}, в воде, а иногда распространяется в сухой скудной субстанции, как например, в камне. Поскольку это так, то мы обнаруживаем, что горячее водянистое больше по количеству и мягче по качеству, горячее каменистое - меньше по количеству и острее по качеству. В соответствии с этим суди о существовании горячего {начала} у детей и у юношей. Дети рождаются от семени, которое изобилует жаром и с этим жаром не происходит {никаких} обстоятельств, которые бы его угасили. Ведь ребенок непрерывно развивается, постепенно растет и еще не остановился {в росте}; как же может он пойти {в своем развитии} назад

Что же касается юноши, то нет причин, которые бы увеличивали его теплоту, не существует также и причин, ее угашающих. Наоборот, эту теплоту сберегает у юноши влага, уменьшающаяся одновременно и по качеству и по количеству, пока он не войдет в возраст понижения. {Указанная} скудность влаги считается скудной не в отношении сохранения теплоты, а в отношении к росту.

Сначала влага как будто существует в количестве, достаточном для того и для другого; это количество сберегает теплоту, а также прибавляет рост. Потом, в конце концов, количество влаги становится уже недостаточным для {осуществления} обеих этих вещей, а затем она оказывается в таком количестве, которого не хватает даже на одну из них. Между тем количество влаги должно быть средним, чтобы его хватило, {хотя бы} для одной из этих двух вещей без другой.[17]

Было бы, однако, нелепостью сказать, что влаги хватает для взращивания и не хватает, чтобы сохранять естественную теплоту. Как может увеличить что‑либо {фактор}, который не может сохранить основу {увеличиваемой} вещи? Выходит, что этого количества влаги хватает лишь для того, чтобы сохранить естественную теплоту, и не хватает для роста. А известно, что тот возраст, {когда это имеет место} - возраст юности.

Что касается утверждения {представителей} другой части {врачей}, будто рост у детей происходит по причине одной лишь влажности, а не теплоты, то это утверждение ложно. Дело в том, что влажность - материя роста, а материя подвергается воздействию и принимает какие‑либо качества не сама по себе, а при действии на нее активной силы. Здесь же активной силой является, по изволению великого, славного Аллаха, душа или природа, и действует эта сила только при посредстве некоего орудия, а именно - прирожденной теплоты. Утверждение {этих врачей}, что большой аппетит у детей объясняется только холодностью натуры, тоже ложно. Ведь при нездоровом аппетите, происходящем от холодности натуры, пища не усваивается и не питает {тело}. А у детей усвоение пищи происходит в большинстве случаев наилучшим образом. Не будь этого, дети не вводили бы {в себя},чтобы расти, больше обмениваемых веществ, то есть пищи, чем их всасывается {в тело}. А между тем случается, что дети плохо усваивают пищу вследствие прожорливости и потому, что они мало приучены к тому, что едят, поглощают скверные, сырые вещи в большом количестве, и после того совершают вредящие движения. Поэтому в {теле} детей скопляется больше, {чем нужно}, излишков, и {их тело}, особенно легкие, больше нуждается в очистке. Из‑за этого пульс у детей более частый и напряженный, {чем у взрослых}, и у него нет полноты, так как силы {детей} не вполне {развиты}.

Затем тебе должно знать, что после периода возраста остановки теплота начинает уменьшаться вследствие поглощения окружающим воздухом ее материи, то есть влаги. {В этом воздуху} способствует прирожденная теплота, которая тоже находится внутри {тела}, и помогают душевные и телесные движения, необходимые в повседневной жизни, а также и бессилие естества {человека} постоянно противостоять этому. Ведь все телесные силы конечны, как это изложено в естествознании, и действие их при введении {веществ в тело} не является постоянным. Если бы эти силы тоже не были бы конечными и постоянно вводили бы {в тело} в одном и том же равном количестве замену того, что в нем всосалось, а всасывание {ведь происходит} в одном и том же количестве и постоянно, каждый день увеличивается, - то замена {все равно полностью} не могла бы противостоять всасыванию,[18] и всасывание уничтожало бы влажность. И как же {не быть этому}, когда и то и другое[19] взаимно способствует возникновению недостатка {влаги} и обратному развитию {тела}. А раз так, то {все это} необходимо и обязательно должно уничтожать материю и даже угашать теплоту, особенно когда угасанию теплоты благодаря помощи материи способствует также и другая причина, то есть посторонняя влажность, которая постоянно возникает из‑за отсутствия замены переваренной пищи. Она помогает гашению теплоты двояким образом: во‑первых, душит и заливает теплоту, во‑вторых, противопоставляет {теплоте свои} качества, ибо эта {посторонняя}[20] влага - слизистая и холодная. {Угасание внутренней теплоты} и есть естественная смерть, {время которой} для каждого человека, в соответствии с его первоначальной натурой, отложено до {конца} того срока, в течение которого его сила обеспечивает сохранение влажности {в теле}. «Для каждого из них есть срок названный, и для каждого срока - запись», но этот срок различен для отдельных людей соответственно различию их натуры.[21]

Итак, {из сказанного} следует, что тело у детей и юношей умеренно горячее, а тело зрелых людей и стариков холодное. Однако тело у детей вследствие роста более влажное, чем {того требует} уравновешенность, и это узнается на опыте, - то есть по мягкости их костей и нервов, а также путем умозаключения, ибо они {еще} недавно были близки к семени и к пневме, подобной пару.

Что же касается зрелых людей и особенно стариков, то они, будучи холоднее, в то же время и более сухи. Это узнается на опыте по твердости их костей и сухости кожи и путем умозаключения, ибо они много времени тому назад были близки к семени, к крови и к пневме, подобной пару.

Землистости у людей средних лет и у стариков больше, чем у детей и юношей; у стариков ее больше, чем у людей средних лет.

Уравновешенность натуры юноши выше уравновешенности ребенка, но юноша по сравнению с ребенком имеет сухую натуру, а по сравнению со стариком и со зрелым человеком - горячую натуру. Старик суше, чем юноша и зрелый человек, по натуре своих основных органов, но влажнее их в отношении посторонней, смачивающей влажности.

Что же касается различия натуры людей разного пола, то женщины по натуре холодней мужчин, поэтому они уступают мужчинам в {крепости} сложения и {их натура} более влажная. Вследствие холодности натуры у женщин {в теле} много остатков, а недостаток телесного упражнения делает вещество их мяса более рыхлым. Хотя мясо у мужчин в отношении сочетания с входящими в него {веществами} рыхлое, но вследствие своей грубости оно сильнее охлаждено, чем проходящие через него сосуды и нити нервов.

У жителей северных стран более влажная {натура}. Люди, работа которых {связана} с водой, влажнее {по натуре}, а те, кто противоположен,[22] - наоборот. Что же касается признаков натуры, то мы о них скажем, когда будем говорить об общих и частных признаках.

 
« Пред.   След. »
Яндекс.Метрика